Используются технологии uCoz


Нотная библиотека Алексея Невилько


Александр Николаевич Скрябин
(1872 — 1915)




MP3 Полное собрание фортепианных сонат

MP3 Вальс фа-минор, соч. 1

MP3 Три пьесы, соч. 2 (Кастельский)

MP3 Ноктюрн Ля-мажор, соч. 5
MP3 Ноктюрн фа-диез минор, соч. 5

MP3 Две пьесы для левой руки, соч. 9

MP3 Два экспромта, соч. 12

MP3 Два экспромта, соч. 14

MP3 Трагическая поэма, соч. 34

MP3 Три пьесы, соч. 45

MP3 Вроде вальса, соч. 47

MP3 Четыре пьесы, соч. 51

MP3 Концерт для фортепиано с оркестром, соч. 20 (клавир)
3 части

MP3 Прелюдия для оркестра, соч. 24



Скрябин Александр Николаевич [25.12.1871 (6.1.1872), Москва, - 14(27).4.1915, там же], русский композитор и пианист. Родился в семье дипломата, мать была пианисткой. Учился в Кадетском корпусе (1882-89). С 1882 брал уроки фортепиано у Г. Э. Конюса, затем у Н. С. Зверева, теории композиции - у С. И. Танеева. С 1888 занимался в Московской консерватории (у В. И. Сафонова, Танеева, А. С. Аренского), которую окончил в 1892 по классу фортепиано. Выступал с концертами в ряде городов России (особенно славился исполнением собственных фортепианных произведений); в 1895-96 издатель М. П. Беляев организовал поездку Скрябина по странам Европы. В 1898-1903 профессор Московской консерватории (класс фортепиано.). В 1904-09 жил в Швейцарии, а также во Франции и Италии, совмещая интенсивную творческую работу с гастролями по Европе и Америке. С 1910 поселился в Москве, выезжал с авторскими концертами в Нидерланды (1912), Великобританию (1914). Игра Скрябина отличалась нервной возбуждённостью и вместе с тем исключительной одухотворённостью, гибкой нюансировкой, неуловимой изменчивостью темпа и ритма, тончайшей градацией звучаний, богатством и разнообразием тембровых красок, достигавшимся виртуозной техникой педализации.

Скрябин - один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 - начала 20 вв. Смелый новатор, он создал свой звуковой мир, свою систему образов и выразительных средств. Его музыка воспевает мощь человеческого духа, пафос борьбы и ликование победы, героическое дерзание и лучезарный свет. Вместе с тем на творчество Скрябина оказали воздействие идеалистические философские и эстетические течения. В ярких контрастах музыки Скрябина, с её мятежными порывами и созерцательной отрешённостью, чувственным томлением и повелительными возгласами, нашли отражение противоречия сложной предреволюционной эпохи.

Основная область творчества Скрябина - фортепианная и симфоническая музыка. В наследии 80-90-х гг. преобладает жанр романтического фортепиано. миниатюры: прелюдии, этюды, ноктюрны, мазурки, экспромты. В этих лирических пьесах запечатлен широкий круг настроений и душевных состояний от мягкой мечтательности до страстной патетики. Характерная для Скрябина утончённость, нервная обострённость эмоционального выражения сочетается в них с заметным воздействием Ф. Шопена, отчасти А. К. Лядова. Те же образы преобладают и в крупных циклических сочинениях этих лет: фортепианном концерте (1897), 3 сонатах (1893, 1892-97, 1897).

В 1900-е гг. выкристаллизовалась философская концепция композитора, замыслы приобрели грандиозный размах, требующий симфонических форм выражения. От идей преобразования мира посредством искусства (1-я симфония с хоровым финалом-апофеозом на собственный текст, 1900) Скрябин пришёл к утопическому, но величественному замыслу "Мистерии" - некоего вселенского художественно-литургического действа, объединяющего все виды искусства. Идея обновления, становления творческого духа, гордого самоутверждения лежит в основе 3-й симфонии ("Божественной поэмы", 1904) и получает законченное художественное выражение в одночастных симфонических поэмах - "Поэма экстаза" (1907) и "Прометей" ("Поэма огня", 1910). Стремясь к высшей "грандиозности" в кульминациях, Скрябин увеличил состав оркестра, введя орган, колокола, а в "Прометее" - хор без слов и специальную партию света (первая попытка синтеза художественных средств.

В симфониях Скрябина ещё заметна связь с традициями драматического симфонизма П. И. Чайковского, с творчеством Р. Вагнера и Ф. Листа. Симфонические поэмы - самобытные произведения как по замыслу, так и по воплощению. Темы приобретают афористическую краткость символов, обозначающих то или иное состояние духа (темы "томления", "мечты", "полёта", "воли", "самоутверждения"). В ладо-гармонической сфере преобладают неустойчивость, диссонантность, изысканная пряность звучания. Усложняется фактура, приобретая многослойную полифоничность. В 1900-е гг. параллельно симфоническому развивалось также фортепиано. творчество Скрябина, воплощающее в камерном жанре те же идеи, тот же круг образов. Например, 4-я и 5-я сонаты (1903, 1907) являются своего рода "спутниками" 3-й симфонии и "Поэмы экстаза". Аналогична и тенденция к концентрированности выражения, сжатию цикла. Отсюда одночастные сонаты и фортепианные поэмы - жанр, имевший в поздний период творчества Скрябина важнейшее значение. Среди фортепианных произведений последних лет центральное место занимают 6-10-я сонаты (1911-13) - своего рода "подступы" к "Мистерии", частичное, эскизное её воплощение. Их язык и образный строй отличаются большой сложностью, некоторой зашифрованностью. Скрябин словно стремится проникнуть в область подсознания, зафиксировать в звуках внезапно возникающие ощущения, их причудливую смену. Такие "запечатленные мгновения" рождают короткие темы-символы, из которых и состоит ткань произведения. Зачастую один аккорд, двух-трёхзвучная интонация или мимолётный пассаж приобретают самостоятельное образно-смысловое значение. Творчество Скрябина оказало значит. воздействие на развитие фортепианной и симфонической музыки 20 в.

В 1922 квартира С. в Москве превращена в музей.



Главная

© Алексей Невилько
• SMS •   Номер  +380677498901  • E-mail •  aleksey_nevilko@mail.ru
 
Используются технологии uCoz

Яндекс.Реклама: